Поделиться "Где содержится Фитиновая кислота?"
Где и в каком количестве содержится Фитиновая кислота в продуктах питания. Каким образом именно она может быть причиной многих заболеваний костной ткани и дефицита минералов.
Большинство людей считают крупы, бобовые, орехи и семена полезной полноценной пищей. Эти продукты являются основной пищей многих стран и культур.
В России — это всегда был хлеб, который считался всему голова; в Индии, например, ни один день не обходится без риса, бобовых и лепёшек роти. И если посмотреть и проанализировать разные страны — почти везде складывается подобная ситуация.
Я не собираюсь спорить о некоторой полезности этих продуктов, но хочу акцентировать внимание на том, что все они содержат антинутриенты или вещества, которые препятствуют полноценному всасыванию и усвоению полезных веществ в нашем ЖКТ.
Одним из таких веществ и является до недавнего времени невиданная Фитиновая кислота.
Что такое Фитиновая Кислота?
Это можно сказать, кладовая Фосфора в продуктах растительного происхождения.
Эту кислоту ещё называют антинутриентом, за счёт того, что она привязывает к себе такие минералы, как Кальций, Магний и Железо и выводит из нашего организма, не позволяя им всасываться.
Ещё в далёком 1949 году учёный Эдвард Мелланби пытался выяснить, как зерна, в зависимости от содержания в них Фитиновой кислоты, влияют на дефицит минералов у собак.
В ходе исследования выяснилось, что диета, богатая зерновыми с высоким содержанием Фитиновой кислоты, препятствует образованию здоровой костной ткани, деминерализуя ее и вмешивается в метаболизм Витамина Д, что выражается в развитие остеопороза, рахита, кариеса.
Тот же самый механизм работает и на людях: в многих развивающихся странах, где зерна и крупы являются основной пищей — можно очень часто встретить деформационные изменения костей у населения.
Отсюда становится понятным, почему для нас очень важно стараться уменьшить количество или полностью избавиться от этой кислоты в продуктах питания.
Где содержится Фитиновая кислота?
Самые большие источники этого антинутриента — это цельные злаки и фасоль. Близко за ними следуют и орехи.
Ниже я привела список продуктов, в которых содержится самое большое количество Фитиновой кислоты в граммах на 100 грамм исходного продукта.
Крупы и злаки:
- Пшеница — 0.39-1.35
- Пшеничные отруби — 5.2-7.3
- Пшеничные зародыши (ростки) — 1.5-4
- Рис белый — 0.06-1.08
- Рис коричневый — 12.5
- Рис дикий — 2.2
- Рисовые отруби — 2.8-9
- Перловка — 0.38-1.2
- Овсяные хлопья — 0.5-1.2
- Рожь — 0.6-1.5
- Пшено — 0.2-1.7
Бобовые:
- Фасоль красная, розовая, черная, пинто — 0.6-2.3
- Горох — 0.2-1.2
- Нут — 0.3-1.8
- Чечевица — 0.2-1.5
- Арахис — 0.2-4.5
Орехи:
- Миндаль — 0.35-9.4
- Грецкий орех — 0.2-6.7
- Кешью — 0.1-5.0
- Бразильский орех — 0.29-6.4
- Фисташки — 0.2-2.83
- Фундук — 0.2-0.9
- Макадемия — 0.15-2.6
- Пекан — 0.18-4.5
- Кедровые орехи -0.2
Мука:
- Пшеничная белая — 0.27
- Пшеничная цельная — 1.35
- Кокосовая — 0.28
Также к продуктам, которые содержат большое количество Фитиновой кислоты, относят Сою и продукты из нее (кроме ферментированных), кукурузу, кунжут, кофе и даже какао!
К сожалению, я не смогла найти информацию о точном количестве Фитиновой кислоты в семенах.
Как мы видим, существует большая разница между белым и коричневым рисом.
Белый рис отчищен, коричневый же сохраняет в себе отрубную оболочку, в которой и находится большое количество Фитиновой кислоты.
У народов, употребляющих рис тысячелетиями, как например Индия и Япония, не найти в рационе цельного коричневого риса, они употребляли и до сих пор употребляют белый, шлифованный рис.
Та же самая проблема и с отрубями, которые в последнее время рекламируют чуть ли не как панацею от всех болезней и для похудения, но никто почему то не упомянает о том, что они содержат огромное количество Фитиновой кислоты, которая при частом их употреблении приведёт к дефициту важных минералов.
Да и с какой целью мы пытаемся кушать больше цельных злаков? Правильно, ради клетчатки, которую кстати мы можем получить из тех же самых овощей с намного меньшими потерями.
Поэтому, да, теперь я кушаю белый, а не коричневый рис и совсем не ем отруби. Но более подробно об этом я напишу в последующих постах
И нет, я не призываю не употреблять все выше перечисленные продукты, разве что кроме пшеницы.
Просто, для того чтобы злаки, крупы, бобы, семена и орехи правильно усваивались их необходимо для это правильно подготовить!
Как можно уменьшить содержание Фитиновой кислоты в продуктах?
В продуктах растительного происхождения на равне с Фитиновой кислотой также присутствует и специальный фермент Фитаза, который деактивирует Фитиновую кислоту в особых условиях. К этим условиям относят влажную, тёплую, кислотную среду.
Наше тело тоже способно синтезировать Фитазу, но в недостаточном количестве. Полезные пробиотические бактерии, которыми богат наш кишечник ,также синтезируют Фитазу, поэтому у людей с нормальной микрофлорой кишечника намного реже возникают дефициты минералов на ряду с многими болезнями!
Ещё стоит отметить, что не все продукты содержат в себе достаточное количество этого необходимого фермента. К ним относятся: кукуруза, пшено, овсянка и коричневый рис.
И если в пшене и овсянке содержание Фитиновой кислоты сравнительно небольшое, то в коричневом рисе оно зашкаливает. Пшеница и рожь — лидеры по содержанию Фитазы, при правильной предварительной подготовке вся Фитиновая кислота в них распадается.
Особенно важно максимально уменьшить употребление Фитиновой кислоты тем, кто страдает от остеопороза, кариеса, дефицитом какого-либо минерала, хронических заболеваний, беременным, кормящим и детям.
Традиционно все продукты, богатые Фитиновой кислотой замачивались на продолжительный период времени, ферментировались или проращивались. Я уже писала о необходимости замачивать крупы, бобовые и орехи.
В добавок к этому, чтобы уменьшить негативное влияние Фитиновой кислоты необходимо кушать продукты, богатые Витамином С, Кальцием и нормализовать уровень Витамина Д в крови.
Фитиновая кислота содержится во многих продуктах питания, которые большинство людей употребляют на постоянной основе.
Знание, где именно и в каком количестве она там содержится, помогает определить правильный, традиционный метод подготовки этих продуктов, который позволит, если не избавиться от Фитиновой кислоты полностью, то хотя бы значительно уменьшить её количество.
А Вы знали в каких продуктах содержится Фитиновая кислота?
Поделиться "Где содержится Фитиновая кислота?"
Permalink
До сего времени я все собиралась купить коричневый рис и попробовать приготовить какое либо блюдо, чтобы оценить вкус — я никогда его ранее не пробовала. Теперь я забуду о его существовании вообще. Спасибо, Евгения, за нужную и полезную информацию, которую мы черпаем на Вашем сайте.
Permalink
Ольга, я тоже в свое время попала под пропаганду цельного коричневого риса — только его и покупала, признаюсь, что на вкус он мне никогда не нравился, но как говорится, чего только не сделаешь ради здоровья. И вот уже больше года я ем только белый рис, очень люблю басмати! Одно я заметила точно — переваривается он намного легче, чем коричневый (извиняюсь за подробности:)
Permalink
У нас в семье все любят басмати, дети постоянно просят сварить риса и едят его только со сливочным маслом и с нарезанными овощами, сын еще йогуртом заливает.
Permalink
Какой у твоего сынули тонкий вкус, никогда раньше не слышала, чтобы рис йогуртом заливали:)
Я просто обожаю варить басмати с большим количеством сливочного масла — запах какой у него, уже слюнки текут!:)
Permalink
)))
Permalink
Белый рис шлифуют с использованием талька, который остается в рисе после обработки. Тальк имеет канцерогенные свойства. Об этом много информации.
Permalink
Зухель, ссылку на источник, пожалуйста.
Permalink
Но любой рис,хоть и белый,содержит крахмал, а это клейстер,который заклеивает наши сосуды и кишечник,так что особо радоваться не стоит)
Permalink
Артем, сосуды «заклеевает» окисленный холестерин, а не белый рис…
Permalink
Детям нужно уменьшить потребление фитиновой кислоты, ОСОБЕННО у кого есть кариес!
Permalink
Полностью согласна:)
Permalink
У фитиновый кислоты есть много и полезных свойств.
«When Salmonella Typhimurium KCCM 11806 was cultivated in tryptic soy broth added with phytic acid, the growth of S. Typhimurium was completely inhibited at the concentration of 1% (w/v) phytic acid. Similarly, the growth of Escherichia coli O157:H7 was reduced by 3.0 log scale when 1% (w/v) phytic acid was added to the growth medium.»
Здесь говорится, что она хорошо ингибирует рост сальмонеллы.
Здесь вы можете прочитать про антираковые свойства.
http://www.precisionnutrition.com/all-about-phytates-phytic-acid
http://www.precisionnutrition.com/wordpress/wp-content/uploads/2013/07/Mode-of-action-anticancer-properties.png
Permalink
Спасибо, ничего не знала про эту кислоту
Permalink
Пожалуйста:)
Permalink
Интересная статья. Никогда не задумывалась о том, в каких продуктах содержится фитиновая кислота. А ведь это очень важно, если учитывать свое здоровье. Теперь буду знать. Спасибо за информацию.
Permalink
Пожалуйста, рада, что вы узнали для себя что-то новое!:)
Permalink
Так получается, что фитиновой кислоты содержится много не только в пшеничных отрубях, но и в пшеничной муке. Значит, белый хлеб и выпечку тоже не стоит употреблять.
Permalink
Нет, белая пшеничная мука содержит очень мало фитиновой кислоты, в то время, как в пшеничных отрубях она содержится в самом большом количестве.
И в том и другом случае, пшеничная мука уже сама по себе не есть здоровая пища, а отруби, какими бы полезными их не выставляли приносят больше вреда, чем пользы.
Permalink
Женя, спасибо тебе, за эту информацию.
Я тоже была фанатом коричневого риса, а белый считала вредным и пустым продуктом, все из за той активной маркетинговой пропганды, которая ведется.. Тоже относится и к отрубям..
А сейчас, благодаря таким людям, как ты, стала очень досконально выяснять для себя все эти вопросы, а почему , а как… И теперь понимаю в каких заблуждениях мы живем…
Permalink
Алена, я была в такой же ситуации: сама ела кориченвый рис, да еще всем советовала:( Теперь вот наоборот всем советую как раз белый, а не коричневый рис. Хотя большинство не понимают, стериотипы еще до сих пор у многих сохранились: если цельные злаки — значит полезно:(
Permalink
Евгения, благодаря Вам я почти перестала есть хлеб, и знаете, почувствовала какую-то лёгкость. А теперь перестану есть и коричневый рис. Спасибо за информацию!
Permalink
Татьяна, Вы молодцы, что нашли в себе силы отказаться от хлеба, я знаю, что это многого стоит! А белый рис все равно вкуснее коричневого (на мой вкус), так что я думаю Вам будет легче ему сказать «до свидания»!
Permalink
Ваша статья открыла глаза. Теперь подробней изучу тему фитиновой кислоты.
Permalink
Я на это надеюсь, что как можно больше людей смогут открыть глаза на многие проблемы, связанные с зернами и антинутриентами, которые в них содержатся.
Permalink
Спасибо за информацию. Я видимо на интуитивном уровне чувствовала, что отруби и коричневый рис пользы не принесут.
Permalink
А я раньше верила в то, что все цельные зерновые продукты намного полезнее отчищенных. И еще удивлялась, почему тогда многие народы не употребляют цельные злаки! Все-таки во многом, что делали наши предки есть глубокий смысл!
Permalink
Евгения, разве наши предки варили каши не из цельных злаков?
А как же они тогда их варили? Из чего?
Permalink
Наталья, наши предки очищали злаки от наружней оболочки при помощи подручных методов. Даже на примере риса: белый очищенный употребляется веками, а вот коричневый только с недавних пор.
Permalink
Мне тоже было интересно почитать про эту кислоту. Раньше никогда о ней не слышала.
Permalink
Наши бабушки тоже о ней никогда не слышали, но все равно вымачивали крупы и бобовые и о быстроготовящихся овсянных хлопьях и отрубях никогда и не знали:)
Permalink
Выходит, что налегать на злаки и орехи не стоит?…Очень интересная информация, заставила еще раз подумать о том, что мы едим.
Permalink
Нет, Таисия, не стоит. И если кушать — то только те, которые были предварительно правильно подготовлены.
Permalink
А что же тогда полезно??
В отрубях сконцентрировано до 90% всех микроэлементов зерна.Не может быть такого,что ФК выводит 100% минералов из организма.Какая-то часть все равно усвоится.
И что же по вашему мнению полезнее зерновых?
Permalink
Макс, тяжело поверить, но мясо, рыба, овощи и фрукты:)
Permalink
Ладно…
Овощи и фрукты есть по адекватным ценам только с конца мая по сентябрь.Все остальное время в нашей стране не умереть бы с голоду.
Они продаются по завышеным в 3-5 раз ценам,так еще и качества плохого.
Мясо…
Такого качества,что проще веганом стать,чем есть эти помои.А рыбу я просто не ем…
Permalink
Макс, кто ищет — тот всегда найдет. Я ем хорошее качественное мясо, выращенное без гормонов и антибиотиков. И дикую рыбу. Тоже самое касается фруктов и овощей.
Permalink
А мне тоже белый рис больше нравится — он вкуснее. А если про статью, то про фитиновую кислоту ничего не знала, так что за полезную информацию СПАСИБО!!!
Permalink
Пожалуйста!:) И вы теперь тоже пополнили ряды любителей белого риса!
Permalink
Белый шлифованный рис часто подделывают.К тому же он имеет высокие показания глюкозы,из-за чего вызывает аппетит,даже когда вы сыты.Оболочка риса содержит ферменты,которые замедляют усваивание риса и продлевают чувство голода
Permalink
Макс, оболочка риса еще содержит фитиновую кислоту, которая препятствует усвоению минералов. Ни один народ никогда не кушал коричневый рис, всегда только белый.
Permalink
Евгения, очень грамотная статья! Я тоже твержу об опасности ежедневного употребления овсяной каши именно из-за этой фитиновой кислоты. У многих в голове не укладывается, как это такая сверхполезная овсянка может препятствовать, да еще и выводить кальций из организма. А ведь эта овсянка-то и полезна только тем, у кого язва желудка, остальным на нее налегать совсем не обязательно. Да и для поджелудочной железы овсянка в современном виде (когда достаточно ее залить кипятком и она готова к употреблению) тяжелый для переваривания продукт.
Permalink
Ольга, я думаю это пережитки старого менталитета, что хлеб и крупа всему голова.
Люди даже и не подозревают какие опасности они в себе таят! И да, полностью согласна, что все современные быстро готовящиеся каши следует избегать и все крупы необходимо тщательно подготавливать перед употреблением
Permalink
Хлеб — всему голова. Эта пословица не про тот хлеб, который употребляют сейчас большинство людей. Это про хлеб из цельнозерновой муки (в основном, ржаной) на закваске. При сквашивании муки молочнокислыми бактериями, которые содержатся в натуральной закваске (и не содержатся в хлебопекарских дрожжах), фитиновая кислота разрушается, освобождая при этом полезный фосфор. Особенно полезен хлеб на ржаной закваске и на ржаной муке, т.к. рожь содержит большое количество фитазы. При чем фитаза содержится тоже в отрубях, поэтому муку нужно использовать цельнозерновую (обойную). И любые крупы можно подготовить, вымочив их в воде с добавлением ржаной закваски. У многих народов существует и традиция ферментировать бобовые — с той же целью (чтобы они лучше усвоились). Поэтому слава мудрости предков!
Permalink
Михаил, согласна! Хлеб должен быть только на закваске.
Permalink
Люблю белый рис. Сою не пробовала готовить. Раньше не задумывалась в каких продуктах находится фитиновая кислота. Спасибо за статью.
Permalink
Соя в России появилась сравнительно недавно и то в основном ввиде добавок во всевозможные продукты:(
Permalink
Ну и ну, оказываются пшеничные отруби опасный продукт.
Permalink
Коричневый рис так и не попробовала ни разу, не увидела его в продаже. А каши люблю и каждый день себе на завтрак варю какую-нибудь кашку и считаю это полезным началом дня.
Permalink
Отговаривать от кашки вас не буду, просто настоятельно рекомендую все крупы предварительно замачивать.
Permalink
А что на счет смеси злаков которые готовятся за 5 мин? Я часто варю их на молоке и даю детям. Они же уже обработаны
Permalink
Катя, обработаны чем? Их невозможно замочить или прорастить. Это частично рафинированная пища, полная антинутриентами.
Permalink
Спасибо, Евгения . Хлеба уже давно стараюсь употреблять минимум — чувствую, что он как-то не идет организму. Коричневый рис — к счастью не пробовала ни разу.
Спасибо за информацию о фитиновой кислоте — нигде раньше ее не встречала.
Permalink
Лидия, рада, что вам пригодилось!:)
Permalink
Евгения, а как быть с семенами льна? В них прочитала много фитиновой кислоты, а я их просто молю и ем, запивая водой для регулирования работы кишечника(как источник клетчатки)! Тоже видимо нужно замачивать? Только они после замачивания не потеряют своей пользы, они от воды склизкими становятся? Или лучше вовсе от них отказаться? А то они наверное из меня все минералы вымывают? Тем более как источник омега 3 — я отдельно каждый день хороший омега3 пью — 2000 мг рыбьего жира из них 600мг(EPAиDHA)-омега3. А источник клетчатки какой нибудь другой найти!
Permalink
Maria, льняные семена не замачивают. Я, често говоря, не являюсь их поклоницей. Они очень деликатны, их надо молоть свежими перед каждым употреблением, Омега-3 из них усваиваются очень плохо, намного лучше из той же самой рыбы. А клетчатку можно в достаточном количестве получить и из овощей! Сейчас все бльше ведется споров, что избыток клетчатки может приводить к серьезным проблемам для здоровья.
Permalink
Спасибо, что рассказали про фитиновую кислоту, а то мы с мужем каждый день ели на завтрак овсянку, а остеопороз уже имеем, будем менять , разнообразить завтрак.
Permalink
Надежда, пожалуйста!
Permalink
Было интересно и познавательно ознакомиться с вашей статьёй.Спасибо.Вот только нет в ваших списках овсяных отрубей? С ними ,как обстоят дела?
Permalink
Овсяные отруби, как и любые другие, содержат очень большое количство фитиновой кислоты, от которой даже вымачивание не избавит. Так что отруби, будь то пшеничные или овсяные, я не рекомендую к употреблению.
Permalink
Добрый вечер! Много важного узнала! А я вот и не слышала про такую кислоту!
Спасибо за интересную статью!
Permalink
Пожалуйста:)
Permalink
Вы сейчас наложили табу на все основные продукты питания. В войну люди питались пшеницей и хлебом и сейчас питаются всеми крупами и живут до 100 лет не жалуясь на здоровье. Да я согласна ,что лучше вымачивать, но никто это не делает.
Permalink
В наше время люди живут дольше из-за того, что мы взяли под контроль большинство бактериальных и вирусных инфекций, а вот количество людей, умирающих от хронических заболеваний, болезней сердца и рака растет в геометрической прогресии.
Крупы поменялись, они уже не те, что были даже 50 лет назад, особенно это касается пшеницы. Пшеница превратилась в яд.
Permalink
Осторожно – зерновые!
Все зерна (дети растений) содержат «вещества-пылесосы», назначение которых – поглощать минералы из земли, необходимые для роста будущего растения. Одно из таких веществ – фитиновая кислота. Термообработка не уничтожает эти вещества, и при попадании в ЖКТ человека они активно улавливают минералы из организма, создавая их дефицит и болезни.
Аналогичными свойствами обладают все НЕЗРЕЛЫЕ плоды – огурцы, кабачки, патиссоны и т.д. Задача всех этих контейнеров с семенами – обеспечить созревание семян, нашпигованных фитиновой кислотой и прочими «сюрпризами». В спелом состоянии эти «квази-плоды» есть невозможно по причине отсутствия съедобной мякоти. Скорее всего, они вообще не предназначены Создателем для еды. Сказанное не относится к тыкве, мякоть которой потребляют в спелом виде.
Есть можно только то, что растения дают добровольно — жертвенную мякоть СПЕЛЫХ плодов. Детей растений есть нельзя – будут проблемы со здоровьем!
Для восполнения дефицита минералов в тканях организм начинает изымать их из волос (прекращается выработка красителя – появляется седина или выключается функция роста волос на голове у мужчин) и из зубов (кариес). Когда закончатся минералы в зубах, организм начнёт изымать их из костей (остеопороз и прочие «прелести»).
Семя растения ведет себя в земле аналогично ребенку в лоне матери – оба изымают из земли/матери минералы для своего развития. Симптом дефицита минералов у беременных женщин – желание поесть тот или иной вид пищи. При непоступлении нужных минералов с пищей организм изымет их, в первую очередь, из зубов, что часто приводит к кариесу зубов у беременных женщин.
Таким образом,
ПИЩА ИЗ ЗЕРНОВЫХ – ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ БЕРЕМЕННЫМ!
Permalink
Игорь, я так поняла вы имеете в виду зерновые? Получается вы говорите о вреде антинутриентов.
Я только не поняла, как сюда вписываются огурцы с кабачками — это овощи и я не встречала еще ни одного исследования, утверждающего, что они могут быть вредны из-за того, что содержат в себе семена. Поделитесь, пожалуйста.
Permalink
Огурцы, кабачки и патиссоны содержат НЕЗРЕЛЫЕ семена, которые также содержат вещества-пылесосы.
Permalink
Игорь, а где исследования это подтверждающие?
Permalink
Здравствуйте, Евгения!
Спасибо за интересный и полезный материал!
Один вопрос: а разве фитиновая кислота не разрушается при варке (влажная среда + высокая температура)? Исследования вареных продуктов проводились или выводы сделаны исключительно на том, что крупы подготавливали перед варкой наши предки и некоторые народы вроде индусов?
Permalink
Владимир, да, вы правы — фитиновая кислота частично разрушается при варке, но недостаточно, чтобы не причинять вреда нашему здоровью. Поэтому предварительное замачивание, ферментация или проращивания необходимы для деактивации этого антинутриента.
Permalink
Обратите внимание на четверговую соль — это просто пережжённый черный хлеб (до состояния золы). Таким образом наши предки получали минералы — при пережигании из хлеба удалялась фитиновая кислота и оставались минералы. Всем потребителям зерновых нужно также принимать и эту соль.
Permalink
Игорь, никогда не слышала об этой соли. Обязательно поищу информацию о ней.
Permalink
Чем кормят скотину
В связи с новой информацией о роли зерновых в создании дефицита минеральных веществ в организме человека сразу появилась мысль о том, что у животных на откорме, в рационе которых присутствуют зерновые, должны возникать аналогичные проблемы, как и у человека. Эта догадка блестяще подтверждается информацией о минеральных добавках, обязательно присутствующих в кормах домашних животных.
Так как все зёрна имеют «вещества-пылесосы» (типа фитиновой кислоты) для улавливания из почвы следующих минеральных веществ для нормального роста будущего растения: калий, магний, фосфор, кальций, железо, марганец, молибден, цинк, то соответственно и минеральные добавки должны содержать все эти элементы.
Дефицит кальция и фосфора устраняют, например, кормовыми фосфатами:
Кормовые фосфаты применяют для устранения дефицита фосфора и кальция в рационах свиней. Из кормовых фосфатов животным скармливают: монокальцийфосфат, дикальцийфосфат, мононатрийфосфат, динатрийфосфат, обесфторенный фосфат и др. Они обладают следующими свойствами:
— монокальцийфосфат — сухой порошок с мелкими гранулами, растворимый в воде. Содержит в среднем 17 % кальция и 23 % фосфора. Усвояемость фосфора составляет около 90 %. Чаще всего применяют для балансирования рационов животных по фосфору. К монокальцийфосфату животных приучают в течение 5 —10 дней, постепенно увеличивая дозу. В чистом виде добавку не скармливают. В состав рациона свиней ее включают в дозе 5—20 г в сутки. Передозировка вызывает отравления, сопровождающиеся понижением аппетита, поносами и др.;
— дикальцийфосфат (преципитат) — белый или светло-серый кристаллический порошок, нерастворимый в воде. Содержит в среднем 26 % кальция и 19 % фосфора. Усвояемость фосфора составляет около 83 % . Применяют чаще всего при балансировании рационов свиноматок, поросят-отъемышей и свиней при откорме из расчета 0,3 г на 1 кг живой массы;
— динатрийфосфат — светлый мелкокристаллический порошок без запаха. Содержит 21 % фосфора и 31 % натрия. Скармливают животным, в рационах которых имеется избыток кальция и недостаток фосфора.
Дефицит остальных элементов у свиней устраняют, например, древесной золой (пеплом лиственных пород деревьев).
Смотрим состав пепла:
Древесная зола — хорошее калийное и фосфорное удобрение для кислых или нейтральных почв. Помимо легкодоступных калия и фосфора, зола содержит кальций, магний, железо, серу и цинк, а также многие микроэлементы, необходимые овощам, многолетникам, плодовым и декоративным деревьям.
Все эти элементы нужны не только растениям, но и потребителям зерновых.
Получается, что любителям хлеба, риса, гречки и макарон, желающим не остаться без зубов, волос на голове и т.д. не обойтись без таких добавок:
— Монокальцийфосфат кормовой
— Древесный пепел (можно достать из печки)
А вот и обнаружилась добавка в виде золы (пепла) для людей — четверговая соль. Если отбросить всю мистическую составляющую статьи ниже, то механизм тут простой — при пережигании хлеба удаляется фитиновая кислота и в золе остаются минералы, нужные человеку для восполнения дефицита минералов. Дефицит этот вызывается тем же хлебом и другими зерновыми продуктами, содержащим фитиновую кислоту.
Итак, делаем четверговую соль и активно применяем!
Четверговая соль
http://www.abcslim.ru/articles/1202/chetvergovaja-sol/
Permalink
А ка же канцерогены? Их в золе нет?
Permalink
Евгения, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а овсяные отруби содержат фитиновую кислоту?
Permalink
Ильмира, все отруби содержат большое количество фитиновой кислоты.
Permalink
Жень, доброго времени суток. Какого рода ферментацию использовать для удаления фит кислоты, просто я очень люблю гречку, пшеничневую, кукурузную каши, также и овсянку. И чем лучше всего восполнить тот набор минералов, что я проел вместе с фит кислотой. При этом, я не ем мясо. А недостаток железа и цинка в любом случае имею, как уже понял. Благодарю.
Permalink
Яким, замачивать крупу нужно с какой-нибудь кислотой. У меня есть пост об этом, можете там почитать.
А минералы я бы советовала вас восполнять с помощью овощей, зелени и яиц. Железо будет тяжело восполнить без употребления мяса, из растительных продуктов оно ни так хорошо усваивается:(
Permalink
Благодарю, прочитал о яблочном уксусе и лимонном соке, ну что могу сказать, будем пробовать.
Permalink
Яким, всегда пожалуйста! Если что-то непонятно — спрашивайте:)
Permalink
А как на счёт замачивания очищенных семечек и кунжута, стоит ли оно того?
Permalink
Яким, не стоит — превратятся в кашу.
Permalink
Добрый день! А на чем основана Ваша статья, на каких исследованиях? Только на исследовании 1949 года? Вы пишите про наличие фитиновой кислоты на 100 грамм продукта в мг или граммах? Тогда какое допустимое суточное потребление этой кислоты? Например если я съедаю 100 грамм овсянки каждое утро, то может это никак и не повлияет на содержание кальция, железа и т.д. в моем организме. А то какие-то данные больно расплывчатые, мол, вредно есть овсянку и т.д. А вы кто, химик, биолог? Я вот не нашла в интернете, ни в одном химическом составе овсянки фитиновую кислоту??? Поделитесь химическим составом злаковых, бобовых и орехов, может, я не там ищу??? Также интернет завален подобными статьями, как Ваша, из статьи в статью «ОСТОРОЖНО ФИТИНОВАЯ КИСЛОТА» или «ФК бомба замедленного действия» и копирование текста из статьи в статью, но, опять же, где суточная доза??? И как эта кислота накапливается? Что совсем не выводится из организма? Заранее спасибо за ответ!
Permalink
Елена, я просто пишу о содержании фитиновой кислоты в продуктах. Количество указано в граммах от общего веса продукта (в статье это указано, наверно вы невнимательно читали).
И нет, я не химик, не биолог и даже не врач. И я не пытаюсь ими прикидываться. Просто пишу ту информацию, которую узнала, читая многочисленные исследования… Для этого не нужно специального образовния.
И нет, исследования подтверждающие негативные воздействия этого антинутриента не датированы 1949, а 2000-ми годами:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24871479
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12936958
http://ajcn.nutrition.org/content/79/3/418.abstract
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0006291X01958085
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8777015
И таких исследований огромное количество.
И если вы не видете ни в одном составе вашей овсяки фитиновой кислоты — это не означает, что ее там нет: http://www.marksdailyapple.com/are-oats-healthy/#axzz3zE4ufpnt
Если вам так нравится ваша овсянка — то кушайте ее в свое удовольствие, просто предварительно вымачивайте.
Фитиновая кислота не накапливается — она выводится вместе с тем продуктом с которым вы ее употребили, на пару с минералами, которым она не дает всасываться.
Permalink
Женя,
Вы пишете, что используете в выпечке в основном кокосовую муку, как замену зерновой муке. Но в статье выше значится наличие фитиновой кислоты даже в кокосовой муке… Это не опечатка? Если нет, то вымачиваете ли вы заранее муку перед выпеканием, чтобы снизить фитиновую кислоту?
Permalink
Светлана, да, кокосовая мука содержит фитиновую кислоту. Но из того, что я знаю — немного другую форму, которая не привязывается к минералам и не выводит их из нашего организма. Кокосы употреблялись в пищу многими народами на протяжений тысяч лет, всегда в натуральном состоянии, без замачивания. Поэтому я бы тоже не волновалась на этот счёт.
Permalink
Вот здесь немного другое мнение, что не так уж она и вредна
https://sektascience.com/2015/07/18/fitinovaya-kislota/
Вообще, в интернете про питание что только напишут, на любую статью по 10 опровержений и на каждое опровержение еще 10 и т.д. к тому же постоянно новые исследования проводятся, поэтому не стоит сразу вестись на первую же попавшуюся статью, как многие делают. Тут в комментах например уже писаются от счастья, что никогда коричневый рис не пробовали)) Истина, как всегда где-то посередине) Лично я судя по тому, что прочитал по теме пришел к выводу, что слишком категорично тут хаят бурый рис, овсянку и т.д. и говорят что они мол больше вредные чем полезные. Но соглашусь насчет замачивания, это точно не повредит.
Permalink
Максим, огромная благодарность за ваш комментарий и ссылку! Весь мой разум был против этой флэшмобовой атаки на крупы, не зря!)))
Permalink
Евгения, очень интересно почитать вашу подборку. И, если не изучать противоположные мнения и исследования, можно подумать, что это на 100% верные данные.
А вы изучали мнения ученых, медицинские исследования, основанные на многолетних наблюдениях огромного числа пациентов, подтверждающие пользу употребления в пищу цельнозерновых продуктов?
Я поверила вашим записям безапелляционно, но муж мой всегда к любому вопросу подходит глобально, изучая самые разные мнения. Он то и посеял сомнения. Я стала искать. Нашла огромное количество ссылок, статей, исследований, подтверждающих вашу точку зрения. Но и опровержений — ничуть не меньше. С доказательствами, что пользы значительно больше предполагаемого вреда.
Как и всегда в жизни, истина где-то посередине…
Permalink
Nadia, да, я тоже пришла к своему выводу о не такой уж сильной пользе цельнозерных продуктов не из-за одного прочитанного мной исследования. Из своей практики могу сказать, что люди с хроническими заболеваниями (особенно ЖКТ) наблюдают улучшение симптоматики, к тому же большое количество клетчатки перегружает наш кишечник, а витамины и минералы нам намного легче получить из тех же овощей без вреда антинутриентов.
А по поводу медицинских исследований, подтверждающих пользу цельнозерновых — врачи очень долго говорили нам и о вреде холестерина и насыщенных жиров и о пользе обезжиренной молочки…
Permalink
Евгения, мне вот стоматолог советовал есть кунжут и мак из-за высокого содержания в них кальция. Похоже, о фитиновой кислоте он не слышал. Можно их как-то обезвредить, чтобы кальций усваивался организмом?
Permalink
Дмитрий, это вряд ли получится. А для кальция лучше кушайте не обезжиренный творог и сарднины с костями.
Permalink
Евгения, если замачивать крупы, то водорастворимые витамины,— особенно жалко группу В,—выльются с водой в раковину.
Permalink
Галина, с чего вы это решили?
Permalink
Евгения, кто же этого не знает. Ночь! целую продукт в воде, а витамины-то водорастворимые! Ушли в воду, а её положено вылить.
Permalink
А у меня есть идея, булгур считается без фитиновой кислоты потому что он пропарен и раздавлен, но как говорит информация то наверное весь фитин не нейтрализуется просто пропаркой. Так вот я придумала способ чтобы быть уверенным в пользе крупы которую ты ешь.
Берем булгур заливаем теплой водой подкисляем или еще добавляем кисломолочные бактерии ставим в тепло или в йогуртницу на день или ночь. И с утра полезная крупа. И витамины В не вымываются.
А насчет огурцов и кабачков, в этом тоже что-то есть. Помню как раньше советовали удалять семена огурцов и кабачков перед готовкой или употреблением. Я никогда не понимала зачем это делать? Теперь понимаю!!
И насчет хлеба. Нужно найти цельнозерновой хлеб на закваске или делать его самим. Тогда двойная польза, и никакого вреда.
Вообще нужно помнить, что все нужно употреблять в малых количествах, тогда будет польза.
Permalink
Расскажите, пожалуйста, как вымачивать муку, а потом сушить её ? И как сушить крупу после того как вымочила, если я например хочу приготовить из неё хлеб или блины или кексы? Спасибо заранее.
Permalink
Лага, крупу после замачивания нужно разлажить на противене и поставить в выключенную духовку.
Или в некоторых рецептах крупы можно перемалывать сразу же влажными после замачивания.
Permalink
Слишком категорично и слишком однобокие выводы.
Всем любителям белого риса — после промышленной обработки в этом продукте практически не остается полезных веществ. Все полезные свойства риса относятся в первую очередь к необработанному рису. Также недавние исследования показали, что частое потребление белого риса серьезно увеличивает вероятность получить диабет второго типа, особенно у женщин. Уже не говоря о том, что белый рис вымывает из организма многие микроэлементы. По-этому, диеты на основе белого риса считаются вредными для организма (рисовая диета — одна из популярных в похудении).
Касательно бурого, неочищенного риса — в Китае с древних времен ели только неочищенный рис и много. Это был основной продукт рациона большинства людей. Слышали ли вы про болезь берри-берри, авитаминоз В1? По статистике, она возникает чаще у людей потребляющих много белого риса. А впервые эта болезнь «всплыла», когда в Китае начали массово заменять бурый рис на промышеленно-обработанный белый. Это привело к эпидемии заболевания берри-берри.
Permalink
Yukki, я не пропагандирую поедание риса в том числе белого. Я в принципе «за» минимальное употребление злаков. Но выбирая между белым и коричневым я однозначно «за» белый, так как он лишен антинутриентов. Какой смысл употреблять коричневый рис, если все его хваленные минералы не усваиваются из-за фитина? Для клетчатки? Намного легче и безопаснее ее получить из овощей.
Насколько я знаю абсолютно все азиатские страны как раз употребляют очищенный белый рис, а никак не коричневый.
Permalink
Насколько я знаю, лимоны — это щелочь. Есть смысл вымачивать с лимонным соком?
А насчет риса…индус, приехавший в Россию, на большую аудиторию со сцены заявил, что у них много видов риса, но того, что лежит в магазинах России, белого очищенного, у них нет. Соврал что ли?😞
Permalink
Дина, врет и не краснеет:) Я была в Индии, бывший муж — индус. Они кушают только белый рис и басмати по праздникам.
Permalink
Прошу прощения, я думал, Вы удаляете комментарии. Они просто не сразу отображаются.
Permalink
Зухель, я ничего не удаляю! Комментарии проходят модерацию и у меня не всегда есть время во время отвечать (маленький ребенок). Надеюсь на понимание:)
Permalink
В муке зеленой гречки тоже ведь фитиновая кислота. Ее на ночь нужно замачивать вместе с закваской или как?
И еще такой вопрос, закваска никак не влияет при непереносимости лактозы?
Permalink
Стас, я не предстваляю вкус зеленой гречки после сквашивания. Но по идеи, да, замачивать нужно.
Если у вас непереносимость лактозы, то собавляйте уксус или лимонный сок для замачивания, а не молочные продукты.
Permalink
Добрый день! Нужно ли замачивать красную чечевицу? И если да, то насколько и с солью ли?
И еще вопрос .. как подготавливать кунжут дабы сохранить максимальную пользу?=)
Permalink
Александра, да, красную чечевицу тоже лучше замачивать на ночь. Чечевица и фасоль замачиваются просто в воде или с небольшим количеством соды.
Permalink
Спасибо автору за статью. Статья информационная и не принуждает никого отказываться от тех или иных продуктов.
Несколько замечаний по комментариям.
Многие животные вырабатывают фитазу в желудке и она нейтрализует фитиновую кислоту.
В организме человека фитазу вырабатывают бактерии кишечнике. Кроме того, фитиновую кислоту нейтрализуют витамины, особенно витамин Д. Этот факт лишний раз доказывает, что рацион питания южан и северян должен отличаться.
Давно доказано, что болезнь бери-бери не имеет никакого отношения к полированному рису, это миф.
Ферментация разрушает фитиновую кислоту, поэтому хлеб надо есть дрожжевой. Закваска это и есть дрожжи, никакой разницы нет.
Логика последователей Малышевой заключается в том, что если в организме не хватает железа, надо есть железо. Такая логика от необразованности. Наличие в отрубях тех или иных веществ не говорит о том, что они всасываются. Они практически выводятся из организма в неизменном виде. Клетчатка, которая содержится в отрубях и в оболочках других семян считается грубой , поэтому, от них больше вреда,чем пользы.
Природа создала защиту для семян и это не только фитиновая кислота. Поверьте, что в семенах достаточно много вредных для организма веществ, поэтому овощи нужно употреблять в пищу без семян (помидоры,перец и т.д. ).
В Армении издревле используют очищенную пшеничную крупу -дзавар, булгур и др. Пшеницу вымачивают и очищают от отрубей. В зависимости от температуры воды и длительности вымачивания получают ту или иную крупу.
Permalink
А как подготавливать кунжут дабы сохранить максимальную пользу?=) Просто замачивать в водичке?
Permalink
Александра, кунжут нет смысла замачивать. Лучше просто им не увлекаться:)
Permalink
Oвсяную кашу приготовления 10 MIN тоже замачивать?
Permalink
slava, такую кашу лучше вообще не употреблять.
Permalink
Oвсяную кашу приготовления 10 MIN тоже замачивать?жена очень любит овсяниe хлопья 15 мин приготовления ,прочитав ваш блог, вчера попробовал замочить хлопья выжав две ложки лимонного сока, никаких изменений во вкусе не произошло, хлопья конечно размякли, но в целом всё вкусно и с пользой,спасибо.Думаем перейти на цельные отруби с последующим замачиванием.Варим кашку на молоке.
Permalink
slava, да, любую крупу лучше всего предварительно замачивать!
Permalink
Замачиваю хлопья в лимонном соке, но при варке на молоке оно скручивается, хотя перед варкой хлопья хорошо промываем.Жена отказывается есть такое))
Permalink
slava, варите на воде:) Или любом ореховом молоке!
Permalink
Был эксперимент с морковью ,которая тоже содержит фитиновую кислоту,так вот ,после отказа от ее употребления,у человека исчезла седина.